Основы педагогической профессии
(Основы педагогической профессии)

Актуальность и необходимость изучения дисциплины «Основы педагогической профессии» определяется повышенным требованием к уровню образованности специалиста, его профессионально – педагогической культуры, личностному развитию и профессиональному совершенствованию.
В процессе изучения дисциплины происходит систематизация и присвоение профессиональных знаний, понимание слушателями сущности основных социокультурных тенденций, умения обосновывать направление развития образования в стране.
Данный учебный курс рассчитан на 80 часов и включает следующие разделы: «Педагогическая профессия, её роль в современном обществе», «Педагогическая деятельность как способ реализации педагогической профессии», «Профессиональнообусловленные требования к личности педагога», «Содержание и структура профессиональной компетентности педагога», «Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования».
Цель изучения дисциплины – сформировать у слушателей систему знаний основ педагогической профессии, понимание значения образования как ценности для личности, знание сущности и своеобразия педагогического процесса, содержания и методов педагогической деятельности.
Основными задачами курса дисциплины определены:
- систематизация знаний о целостном и личностно – деятельностном подходе к подготовке педагогов специалистов; - приобретение и освоение новых знаний, профессиональных практических умений и навыков с целью создания системы, необходимой для успешной педагогической деятельности;
- понимание сущности педагогического процесса как педагогического взаимодействия «педагог учащийся» с целью внедрения в профессиональную деятельность активных форм работы и технологий.
Специальный раздел учебной программы посвящен содержательной характеристике педагогической профессии, выявлению ее места и своеобразия в группе профессий «человек – человек. Особое внимание уделяется характеристике педагогической деятельности как способу реализации педагогической профессии, диалектике внутрипрофессиональной дифференциации и интеграционных процессов в ней.
В качестве методологических ориентиров учебная программа включает раздел о содержании и структуре профессиональной компетенции педагога, вопросы её формирования. Раскрывается единство взаимообусловленных видов педагогической деятельности - преподавания и воспитательной работы, социально и профессионально обоснованные требования к педагогу как личности и профессионалу.
Изучение дисциплины осуществляется с использованием различных методов и средств. Основными методами являются: изучение и освоение различных форм организации педагогической деятельности, анализ и обоснование информации, синтез и отбор её для применения в собственной учебно-производственной деятельности, структурирование и систематизация средств организации педагогического процесса, рефлексивная оценка собственной педагогической деятельности.
К основным средствам организации деятельности слушателей относятся: учебные пособия, нормативно – правовые документы, раздаточный материал, видеоматериалы и слайды для осуществления самостоятельной, практической и контрольно – оценочной деятельности.
Основными формами организации деятельности при изучении дисциплины являются: лекции, практические и семинарские занятия, дискуссии, педагогические матчи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы педагогической профессии»


п/п Наименования
тем
и форм текущей аттестации Количество учебных часов Этапы Кафедра (цикловая комиссия)
Всего Распределение по видам занятий
Аудиторные занятия самостоятельная работа
лекции практические
занятия семинарские
занятия круглые столы, тематические
дискуссии лабораторные
занятия Деловые игры тренинги конференции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Педагогическая профессия, её роль в современном обществе 6 2 4 ОПП
1.1. Особенности педагогической профессии 2 1 1
1.2. Содержательная характеристика педагогической профессии 4 1 3
2. Педагогическая деятельность как способ реализации педагогической профессии

10 4 2 4
2.1 Многообразие педагогических специальностей и видов педагогической деятельности.
2 2
2.2 Профессиональная педагогическая деятельность, её основные виды, сущность и структура.
8 2 2 4
3. Профессионально -обусловленные требования к личности педагога.

8 2 2 2 2
3.1. Понятие о профессионализме как модели личности педагога.
2 2
3.2 Характеристики личностных и профессионально значимых свойств и качеств педагога.
6 2 2 2
4. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога.
8 2 2 4
4.1. Профессиональная компетентность педагога.
4 2 2
4.2. Акмеологические основы педагогической профессии
4 4
5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования.

10 2 6 2
5.1. Понятие профессионального самовоспитания, его роль в становлении личности педагога
4 2 2
5.2. Самосовершенствование и самореализация педагога.
2 2
Всего 80 24 24 32
ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ:
ЭКЗАМЕН